Главная » Статьи » Гитаристика |
© Евгений А. Петров, 2013 PROJECT E20Отправной точкой для этого НИОКР послужила известная примочка Emma ReezaFRATzitz: Обсуждение схемотехники прототипа: http://forum.gtlab.net/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1262905640 Emma ReezaFRATzitz обладает интересным звучанием - но имеет весьма существенный недостаток: слишком высокий шум, происходящий из-за того, что цифровые КМОП элементы, использованные в в схеме примочки в недокументированном режиме аналогового усиления никогда не оптимизировались для использования в звуковых трактах: МОП-транзисторы и сами то по себе по шумам не подарки, а тут - хайгейн, панимаш (с)...
Материалы по теме Е20 размещены тут: https://www.box.com/s/uazp5eum475hxxoz5c2o СХЕМА: (в этом же виджете можно прослушать сэмплы спайс-реампа) В качестве усилительной основы использован биполярный инвертор на комплементарной паре, в значительной мере по перегрузу похожий на КМОП-инвертор. Главное отличие - более низкое питание (около 1.2 В), что приводит к снижению порогов клиппирования - и потому усиление каскадов должно быть снижено. Пре- и пост-коррекция сохранены оригинальными. Тонкий момент: принято считать, что КМОП-инвертор, использованный в прототипе, обеспечивает более мягкое ограничение, чем биполярные транзисторы. Но в реальности это не совсем так - жёсткость клиппинга относительна и определяется соотношением масштабов ВАХ и сигнала, а так же глубиной ООС. Применённый в Е20 биполярный инвертор работает при очень невысоком напряжении питания - всего 1.2В - и потому передаточная характеристика получается мягкой и немногим отличается от передаточной характеристики КМОП-инвертора, работающего при существенно большем напряжении питании (4.5...6В).
Эта особенность сохранена в Е20 в максимальной степени - структура перегруза так же содержит четыре каскада на инверторах. Сохранены относительные уровни клиппирования (за счёт пересчёта коэффициентов усиления каскадов). Все межкаскадные коррекции сохранены полностью - АЧХ соответствуют прототипу. Сохранён также регулятор тона - довольно интересный и по схемореализации, и по влиянию на звук. Однако схемотехническая реализация изменена - у конструктора эммы было в распоряжении два "лишних" инвертора, на которых и реализованы пост-перегрузные ступени, включая тон-корректор. В биполярной реинкарнации нет особого смысла в сохранении этих особенностей (реализации пост-перегрузной части на двух инверторах), а вот приподнять усиление имеет прямой смысл: из-за существенно меньшего напряжения питания сигнал на выходе перегруза слабоват и желательно поддать ему усиления (около 6 дБ). Что и реализовано в схеме инвертирующего каскада Е20 за счёт разделения нагрузки на две части - ООС через частотнокорректирущие цепи берётся с нижнего плеча, а выход - с верхнего. Потому общее усиление можно регулировать соотношением плеч резисторного полумоста - но только без фанатизма (не забывая про правильный выбор рабочей точки, исключающий перегруз в тон-корректоре). Так же переставлены местами пассивный и активный тон-корректоры - в данном случае схемотехника получается проще и требуется всего один транзистор для эмиттерного повторителя, получающего смещение от предыдущего каскада. Оценка звучания проектируемой схемы производилась, начиная с самых первых этапов проектирования - ещё на уровне схемотехнического симулятора: для моделирования использовалась программа PROTEUS. В качестве стимулирущего сигнана - сэмплы живой гитары (сим-реампинг). Достигнутое звучание подтвердило правильность концепции. Отдельное замечание по поводу первого каскада: входной эмиттерный повторитель, имеющийся в прототипе, исключён намеренно - в порядке гипотезы, что 100 кОм входного сопротивления, обеспечиваемого первым каскадом, хватит для успешной работы в режиме перегруза, а активный байпас, применённый в Эмме предпочтительно заменить пассивным. Понятно, что инверторный каскад с высокими значениями сопротивлений - не подарок в смысле шумов и по уму стоило б переконструировать первый каскад, но этот аспект оставлен на следующие этапы НИОКР, а данная конструкция послужит для сравнения. Тем паче, что в прототипе и вовсе первый каскад реализован на шумливом КМОП-инверторе - и ничего, как говорится - пипл хавает (с) Боня.
Именно эта конструкторская глупость (чётное число каскадов) и предопределило, в моём представлении, использование активного байпаса в Эмме, а так же пришлось вводить довольно Тракт Е20 сделан в сумме инвертирующим и потому должен прилично работать с пассивным байпасом, обладающим большой ёмкостью между контактами переключателя. Отказ от входного повторителя в активном байпасе должен положительно повлиять на шумы. Так же, для снижения шумов, можно в первом каскаде установить сдвоенные транзисторы - это уменьшит собственный шум первого каскада на 3 дБ. Обсуждение на форуме (включая версию печатной платы для корпуса GAINTA 0124): http://peratronika.ucoz.ru/forum/8-81-1 | |
Просмотров: 3489 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||